Продуктивность или результативность развития какого-либо существующего аспекта, достигается посредством дееспособной последовательности определяющих флуктуаций (изменений), что составляют прослеживаемое развитие (ход изменчивости) любого материального объекта или когнитивного процесса. Например человеческий мозг, объем возможностей которого, так же определяется грамотной последовательностью актуализирующих процессий. Это касается любого совершаемого действия, на абсолютно всех постигаемых наукой уровнях. Именно такой всеобщей пронзительностью и существует диалектика.
Любой результат определяется строгой последовательностью количественных изменений (категорией количества) с необратимым стремлением к новому качеству (категории качества). Первично не заложив основу (определяющее) для архитектурного строения — в итоге не выйдет ничего путного (определяемого). Естественным образом в человеческой сознательности существуют такие взаимодополняющие понятия как истина и ложь. Первое определяет дееспособность возможного результата, тем самым постигая истинное развитие (максимально продуктивное), а второе останавливает рост, в силу неизбежности переформирования определяющего стремления. Но хаотичность такого явления при долговременном существовании приводит к необратимому нисхождению. Интеллектуальное развитие как способ существования разумности, требует необходимый фундамент, что закладывается истинным натуралистическим восприятием.
Излагаемое выше является дополняющей концепцией к первой статье «продукт натурализма». Их очевидное взаимодополнение заключается в том, что в данной работе продуктом натурализма выступает не дееспособная самоактуализация, а непосредственно диалектически делимое (прослеживаемое) определяющее в этом словосочетании прилагательное, то есть дееспособность как таковая. В данном излагаемом консенсусе это и определяло продукт натурализма в первой статье, а именно дееспособность как таковую, но оно обобщалось в силу неотъемлемости (неделимости) двух взаимодополняющих определений. Ленинская диалектика как и любой диалектический аналитизм содержит обобщение термина, если отсутствует необходимость его деления в требуемых пояснениях. Каждая статья на сайте «Искусство материализма» есть пример этой многоуровневой диалектической общности. Данный прием написания, метод упрощения и образ мышления не просто избавляют от громоздкости текста, но и предрасполагают читателя к необходимой продуктивности мышления.