В этом предложении науку и здравый смысл связывает некоторое единство. Они обрамлены неотъемлемой логической связью. Научная истина предполагает исследование, здравый смысл есть фундамент этого исследования. Здравый смысл является движущим звеном реализма, который не отнять у исследователя. Для человека научное исследование есть основной инструмент взаимодействия с реальным миром. Но есть некоторые противоречия в определении здравого осмысления объективной действительности. Эти противоречия таятся в разнообразии концепций научной истины. Их есть некоторое количество:
1. Классическая концепция истины.
Концепция, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности, называется классической. Она называется так потому, что является древнейшей из всех концепций истины. Именно с нее и начинается теоретическое исследование истины.
2. Когерентная концепция истины.
Одним из направлений ревизии классической концепции истины является ее пересмотр с позиций когерентной теории, сводящей вопрос об истине к проблеме когерентности, т. е. самосогласованности, непротиворечивости знаний. Истоком этой теории послужили трудности установления соответствия знаний действительности и критерия этого соответствия, с которыми столкнулась классическая теория.
3. Прагматическая концепция истины.
Гносеологические истоки прагматической концепции истины в некотором смысле близки истокам когерентной концепции. И первая, и вторая возникли в результате гипертрофирования активной роли субъекта в процессе познания. Однако они различаются акцентами, которые они делают при обсуждении этой активности. Сторонники когерентной теории усматривают значение активности субъекта в том, что чувственный опыт находится в зависимости от мышления и предстает перед субъектом в концептуализированной форме. Активность этого рода носит рационалистический характер.
4. Семантическая теория истины Тарского.
Когерентная, прагматическая и другие близкие им теории истины являются альтернативами классической концепции, призванными заменить ее. Совершенно иной характер носит так называемая семантическая теория истины А. Тарского, цель которой заключается не в опровержении классической концепции, а в ее рационализации.
Теория Тарского — это не философская, а логическая теория. Однако в силу специфичности предмета, с которым она имеет дело, значение данной теории вышло далеко за рамки логики. После ее создания возник целый ряд вопросов, касающихся возможности ее применения для решения проблем истины, которые были поставлены теорией познания.
5. Диалектико-материалистическая концепция истины.
В каком отношении находится классическая концепция истины к диалектическому материализму? В самом общем виде ответ на этот вопрос можно сформулировать следующим образом: диалектико-материалистическое учение об истине является преемником классической концепции истины и вместе с тем представляет собой качественно новый этап в ее развитии. Классическое понятие истины в снятом виде содержится в диалектико-материалистической трактовке объективной истины как знания, соответствующего объективному миру.
Изучив все концепции, можно пораскинуть мозгами и заметить, что здравый смысл является достаточно разносторонним словосочетанием в употреблении деятелей науки, которые соответственно делают на нем яркий акцент. Это одна из важнейших философских полемик о значимости здравого смысла. Владея возможностью к просвещению некоторого количества людей, я произвел на этом акцент затронув тему сегодняшней статьи. Ибо в популяризации первичность — есть соответствие грамотной последовательности фундаментальных знаний рассматриваемого предмета — это и есть грамотная популяризация. Кто-то посчитает, что в популяризации есть первичность, что заключается в максимальном упрощении научного контента, в успешном маркетинговом плане и в привлечении, несомненно так и есть, но это лишь средства.
Популяризация науки, есть отчасти занятие вызывающее смех, ибо вопрос о человеческом существовании на столько свойственен нам, что невольно мысль о факте востребованности заниматься этим в современном мире, сковывает сознание в меланхоличные оковы бытия. Здравый смысл продукт критического мышления, противовес предрасудствующим иллюзиям.
Что касается идейной схватки ваших стремлений к познанию окружающей действительности, то несомненно как говорит Лоуренс Кросс, реальность освобождает, если однажды принять ее. Имеется в виду принять на добровольной основе, чтобы лицезреть всю ее красоту и переосмыслить научный атеизм. Наверное следует акцентировать на манере мысли Лоуренса Кросса, который может завести в тупик некоторые определенно не научного склада ума слои общества. Что значит принять реальность? Переосмыслить в первую очередь свои личностные взгляды на объективную действительность, опрокинуть несопоставимые суеверия и порой приземлить собственные, ложно-направленные амбиции, которые погружают в яму творческое воздаяние.
Настоящая книга, написанная доктором философских наук Э. М. Чудиновым, посвящена изучению природы научной истины, а также тех ее проблем, которые возникают в ходе развития науки. В первых двух главах рассмотрены общие вопросы — сущность истины и ее критерий. Последующие три главы посвящены менее общим, но методологически важным проблемам истины, возникающим в связи с развитием физико-математического знания: проблеме априорного элемента научного знания, совместимости активности субъекта с объективностью истины, преемственности в развитии физического знания, диалектике истины и заблуждения. Автор показывает, что проблемы научной истины могут быть рационально поняты и объяснены лишь на основе научной методологии диалектического материализма.
Книга адресована научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам различных специальностей, а также всем интересующимся методологическими проблемами науки.