Разбить постановку вопроса и ответ на две статьи кажется хорошей идеей, отвечающей общим целям. Это заставляет задуматься: каковы же эти общие цели?

В чём роль философии? Для чего она? Какой смысл писать и читать подобное?

Как я уже говорил до этого, жизнь состоит из действий. Я нахожу этот тезис очень точным. Мысли, чувства, привычки, настроения существуют тогда и только тогда, когда приводят к реальным поступкам. Отсюда вытекает и цель философии: практика.

Если после прочтения очередной статьи вам не захотелось ничего сделать, изменить в себе или в окружающем мире, значит то была пустая трата времени и текст ни на что не годится. Возможно, он был плохо написан; возможно, сами цели оставались для вас не прояснёнными.

Поэтому мы и посвящаем этому отдельное время, и как всегда даём чёткий и ясный ответ: цель — практика. Этой же цели философия придерживалась и у своих родителей, древних греков. Для них философия, любовь к мудрости, была ничем иным, как наукой о душе. Большая часть современных людей по праву назовёт наукой о душе психологию, но посмотрим внимательней. Какой человек хороший, а какой плохой? — вопрос из области философии, а не психологии, потому что ответ непременно связан с системой ценностей заданного общества, а это предмет философии. Следом и все производные вопросы: как стать лучше, как жить правильно, каким должен быть мир, — следует отнести к философии.

Философия — чистый разум, концентрат мыслей без посторонних примесей. Практическая польза получается следующим образом, и это соответствует представлениям античных создателей. В первую очередь мысли принимаются на уровне сознания. При этом второстепенную роль играет то, согласны мы с этими мыслями или нет. В обоих случаях из прочитанного делается свой собственный вывод, сухой остаток, некий простой постулат, который считается достаточно обоснованным или вновь подтверждённым, если человек уже приходил к этому выводу ранее. Следом идёт сам переход от теории к практике. Например, если после прочтения какого-то текста вы решили не есть животных (или начать есть), следует немедленно так поступить. Этот этап требует определённого неравнодушия и серьёзности намерений, поэтому представляется мне трудным.

Но это не всё. Цель ещё не достигнута, хотя единичное практическое действие уже совершено. Дальше нужно повторять это действие, сообразуясь с теми выводами, которые дала философия. Эффект достигается позже за счёт естественного свойства человеческих мыслей: подобно тому, как многократное повторение физического движения образует навык и мышечную память, многократное применение мысли образует чувство. Например, человек принимает сознательное, искреннее решение не есть мяса, или отказаться от пластиковых пакетов, что угодно. Поначалу ему каждый раз приходится задумываться над тем, чтобы не делать этого. Он помнит либо напоминает себе, что принял определённое решение. Если оно было принято с чистым сердцем и не вызвало новых возражений, со временем оно начинает менять самого человека. Ему становится противно смотреть на свиные отбивные. Его могут без преувеличения бесить пластиковые пакеты, из которых собираются настоящие горы мусора в океанах. Он испытывает мгновенное, физическое отторжение к чему-либо; на этом этапе мысль уже переросла в чувство. Замечу, что равновозможен и положительный пример: испытывать не отторжение, а притяжение к чему-то и т.д. Новообразованное чувство же — инструмент прямого действия, готовый к немедленному применению на практике.

Таким образом, философия достигает своих целей в следующей цепочке: мысли(текст) — собственные мысли (вывод) — чувство — действия.

Разрыв на каком угодно звене делает чтение или разговор бессмысленным. Прохождение же до конца даёт человеку самый мощный из существующих инструментов для самосовершенствования — разум, приносит реальные плоды и приближает к просветлению, как и подобает древней науке о душе, названной любовью к мудрости.

Такова цель философии, этих и миллионов других её текстов.